Гудвилл – особенности расчета его суммы и учета
25.02.2021В последнее время все больше вопросов у наших читателей возникает по поводу понятия гудвилл (goodwill – англ.). Что это, как рассчитать его стоимость в теории и с использованием цифрового примера, как его амортизировать и что произойдет, если его продать без учета стоимости и т.п. Обо всем этом – в нашей сегодняшней статье
Что такое гудвилл?
Гудвилл (goodwill – англ.) – это деловая репутация, то есть добавленная стоимость вашей компании, помимо стоимости активов и пассивов. Рассмотрим ситуацию на примере.
У вас есть кондитерская, известная во всем регионе своей вкусной выпечкой и красивыми свадебными тортами. В трехстах метрах вниз по улице находится вторая кондитерская, в которой не продается ничего, кроме эклеров и яблочных пирогов. При продаже ваша кондитерская, несомненно, будет иметь более высокую добавленную стоимость из-за лучшей репутации.
Как рассчитывать гудвилл?
Существует несколько факторов, которые могут иметь значение при расчете гудвилла, например:
Сфера деятельности
Компания, занимающаяся производством бытовой электроники, из-за более высокого давления на рентабельность может получить более низкий уровень деловой репутации;
Владелец
Если репутация ресторана полностью основана на репутации известного шеф-повара, то во время продажи гудвилл будет определен исходя из того, связан ли этот повар по-прежнему с данным рестораном;
Расположение
У магазина в менее благоприятном для ведения продаж районе будет более низкий гудвилл;
Развитие рынка
Вполне возможно, что компании для защиты своих позиций на рынке потребуются значительные инвестиции;
Перспективы на будущее
Компания, обладающая собственным ноу-хау, которое имеет высокую ценность, получит больший гудвилл. Примером могут служить биотехнологические компании, которые, несмотря на то, что они еще не приносят прибыли, переходят из рук в руки за бОльшие деньги.
Теоретический метод расчета гудвилла
Деловая репутация часто определяется с использованием теоретического метода расчета. Прибыльность компании складывается из показателей прибыли прошлых лет.
Прибыль за последние три финансовых года принимается за отправную точку при определении гудвилла. Прибыль за эти годы корректируется на непредвиденные расходы и доходы от хозяйственной деятельности. Затем прибыль уменьшается на вознаграждение, которое предприниматель выплачивает себе за свой труд.
Наконец, проценты по собственному капиталу вычитаются из прибыли. Конечная сумма – это сверхприбыль. Сверхприбыль, умноженная на коэффициент от двух до шести, дает представление о деловой репутации. Окончательный множитель определяется прогнозом прибыли, результатом переговоров и вышеупомянутыми факторами.
Пример расчета гудвилла
У Патрика есть мастерская по покраске автомобилей. За первый год он получил прибыль в размере 45 378 евро, за второй год – убыток в размере 11 344 евро, а за третий год – 68 067 евро прибыли.
В первый год он полностью отремонтировал свой покрасочный цех и приспособил его к самым строгим экологическим и отраслевым требованиям – на это ему потребовалось 68 067 евро. Не учитывая непредвиденные расходы на ремонт, среднегодовая прибыль в течение трех лет была получена в размере 56 722 евро.
Патрик за свою работу выплачивает себе годовую заработную плату в размере 36 302 евро. Собственный капитал компании составляет 22 689 евро.
Сверхприбыль составит:
валовая прибыль € 56 722 – заработная плата € 36 302 евро – компенсация собственного капитала (10%) € 2 268 евро = € 18 151.
Вполне возможно, что прогноз прибыли цеха покраски автомобилей увеличился за счет инвестиций первого года. В этом случае гудвилл можно оценить довольно высоко. Но если технологии покраски уже устарели из-за новых экологических норм, или расположение цеха по покраске автомобилей больше не соответствует правительственным планам зонирования, размер гудвилла значительно уменьшится.
Амортизация гудвилла
Если вы купили компанию, вы, вероятно, захотите как можно быстрее списать уплаченную вами стоимость гудвилла. Положительная деловая репутация должна амортизироваться в течение ожидаемого срока ее службы. Предполагается, что этот срок службы конечен, но в диапазоне от 10 до 20 лет.
Признание отрицательного гудвилла, который возникает когда цена приобретения ниже справедливой стоимости приобретенных активов и обязательств, зависит от причины такой оценки.
Если отрицательная деловая репутация связана с ожидаемыми будущими убытками и расходами, деловая репутация должна быть добавлена к результату по мере возникновения предполагаемых убытков и расходов. В других случаях отрицательная деловая репутация должна быть включена в резерв переоценки с последующим постепенным списанием или списанием единовременной суммы.
Продажа гудвилла без учета стоимости – это подарок
Налоговая служба Нидерландов уделяет особое внимание определению размера гудвилла в сделках между аффилированными сторонами.
В частности, в случае передачи бизнеса в семейной сфере гудвилл иногда не принимается во внимание или оценивается по минимально возможной стоимости. Налоговые органы могут сами рассчитать гудвилл в «подозрительных» случаях. Для этого налоговая самостоятельно определяет сверхприбыль и умножает ее в 2,5–3 раза.
В примере с покраской автомобиля сверхприбыль составила 18 151 евро. При «плохом» сценарии при покупке компании вы должны будете заплатить налог на подарок с суммы 54 453 евро.
Чтобы продать свою компанию без неприятных последствий, целесообразно обратиться за помощью к специалисту. Важно не только определить реальную цену продажи, но и окончательную сумму, которую вы должны заплатить налоговым органам. Команда Nalog.nl поможет вам как с расчетом стоимости гудвилла, так и со всеми организационными аспектами продажи компании в Нидерландах.
Размещенная в статье информация является актуальной на момент ее публикации.
Заполните форму или свяжитесь с нами удобным для вас способом. Наши специалисты помогут вам решить вопрос.