Бюджетный год и налоговые изменения в Нидерландах
26.05.2023Любому налогоплательщику, а особенно предпринимателю, важно постоянно держать руку на пульсе налоговых изменений в стране. Узнать о таких изменениях можно заранее, ещё когда они только в планах правительства. Для этого надо хорошо понимать особенности законодательного и бюджетного процесса в Нидерландах. Каждое изменение в сфере налогов проходит длинный путь от законодательной инициативы, законопроекта и до подписания королём закона, а затем его публикации в Staatsblad.
Бюджетный цикл и бюджетный год
Бюджетный цикл – это процесс подготовки, обсуждения и принятия бюджета, а затем контроля его исполнения. Бюджетный цикл охватывает три календарных года. В течение одного календарного года смешиваются три бюджетных цикла. В частности, бюджетные документы, представляемые в парламенте, могут относиться к прошлому, текущему или следующему году.
Наиболее насыщен бюджетный цикл весной. Правительство обсуждает планы по формированию национального бюджета на следующий год. Тем временем Палата представителей* обсуждает текущий бюджет, а также отчёты за прошедший год.
Начало бюджетного года
Бюджетный год начинается 1 января. Министры приступают к исполнению своих бюджетов и предпринимают первые шаги по составлению бюджета на следующий год. Также министры составляют ежегодные отчёты, которые оцениваются Счетной палатой Нидерландов.
Рамочное письмо – Kaderbrief
В конце марта – начале апреля министр финансов представляет правительству так называемое Рамочное письмо, в котором содержатся основные приоритеты и принципы по составлению бюджета на предстоящий год. Затем бюджетные планы будут уточнены в течение весны и лета.
Для того чтобы иметь возможность составить Рамочное письмо, министр финансов получает информацию от всех министерств. Например, им может понадобиться больше денег для выполнения определённой задачи и меньше денег для другой цели. Они также могут попросить денег на новый план. Кроме того, министр финансов учитывает прогнозы Нидерландского бюро анализа экономической политики (Centraal Planbureau, CPB) о развитии экономики Нидерландов. Рамочное письмо не обнародуется.
День отчётности – Verantwoordingsdag
В третью среду мая министр финансов представляет годовой финансовый отчёт центрального правительства за предыдущий год в Палату представителей: в специальном портфеле, точно так же, как национальный бюджет и бюджетный меморандум в День принца. Годовой отчёт показывает, чего правительство добилось за прошлый год, что было сделано и во что это обошлось.
В этот день отчёт Палате представителей также подаёт председатель Счётной палаты Нидерландов. Парламентарии проверяют, правильно ли исполняются бюджеты. Это важный момент для парламентского контроля за работой правительства. Дебаты по финансовым годовым отчётам и отчётам Счётной палаты Нидерландов проходят в середине июня. После дебатов в Палате представителей Сенат также обсуждает годовые отчёты – министры должны отчитываться перед обеими палатами Генеральных штатов.
Весенний меморандум – Voorjaarsnota
Не позднее 1 июня правительство подаёт в парламент предварительное представление о планах на следующий год – в промежуточном документе под названием Voorjaarsnota. Также в нём описывается, как растут доходы и расходы правительства, как исполняется бюджет на текущий год. Из этого документа раньше всего можно узнать о планах правительства на следующий год.
Дебаты по Весеннему меморандуму в парламенте проходят в конце июня – начале июля, незадолго до летних каникул. Если министерству требуется больше денег, чем выделил парламент, оно должно предложить «дополнительный законопроект по бюджету». Однако серьезные изменения предлагаются редко.
День принца – Prinsjesdag
Этот ежегодный праздник отмечается в третий вторник сентября и знаменует собой начало парламентского года. Монарх выступает с Тронной речью (Troonrede) на совместном заседании Палаты представителей и Сената, а министр финансов представляет национальный бюджет и бюджетный меморандум – обзор бюджетной политики правительства на предстоящий год.
В качестве главы государства, король произносит Тронную речь от имени правительства Нидерландов. В своей речи король излагает положение дел в Нидерландах и планы правительства на предстоящий год. «Члены Генеральных штатов», – таковы вступительные слова. Король произносит речь, но сам её не пишет: это делают министры. Свой вклад вносит каждый министр.
После речи и традиционных возгласов «Да здравствует король, ура, ура, ура» король уходит. Члены Палаты представителей направляются в зал пленарных заседаний, где министр финансов представляет свой портфель «третьего вторника сентября» (De derde dinsdag van september), в котором находятся национальный бюджет и бюджетный меморандум.
Бюджетный меморандум показывает приоритеты правительства. Подробности можно найти в отдельных законопроектах* министерств. Прежде чем правительство сможет реализовать свои предложения, парламент должен их рассмотреть и одобрить. Осенью и Палата представителей, и Сенат обсуждают эти законопроекты. Некоторые предложения исправляются и адаптируются, другие отклоняются, а некоторые принимаются сразу же без каких-либо изменений. В итоге, законопроекты, обнародованные в День Принца, не всегда становятся законами.
Прежде чем законопроект будет внесен в Палату представителей, он проходит консультативный процесс, в ходе которого соответствующие стороны, такие как заинтересованные группы, эксперты и государственные учреждения, вносят свой вклад.
Общие дебаты – Algemene Politieke Beschouwingen (APB)
Осенью Палата представителей и Сенат обсуждают бюджет. За дебатами в Палате представителей можно следить в прямом эфире. Дебаты длятся не менее двух дней, и СМИ уделяют им большое внимание. На APB присутствуют все министры, государственные секретари и депутаты.
Во время APB премьер-министр будет говорить от имени правительства. Председатели говорят от имени своих партий. Они могут возражать против предложений правительства или просить внести поправки. Палата представителей может внести в бюджет поправки, но Сенат не имеет на это права.
Принятие налоговых изменений в виде законов
Любой законопроект о налоговых и бюджетных изменениях проходит следующий путь:
- Первое чтение: законопроект вносится в Палату представителей, где он обсуждается. На этом этапе члены парламента могут предлагать поправки.
- Второе чтение: Палата представителей голосует за законопроект, включая любые поправки, предложенные в ходе первого чтения. В случае одобрения законопроект направляется в Сенат.
- Сенат: законопроект обсуждается и голосуется Сенатом. Если Сенат предлагает какие-либо поправки, законопроект возвращается в Палату представителей для повторного голосования.
- Королевское одобрение: если законопроект принят как Палатой представителей, так и Сенатом, он отправляется монарху для получения королевского одобрения. Как только монарх подписывает законопроект, он публикуется в Staatsblad van het Koninkrijk der Nederlanden (Официальном вестнике Королевства Нидерландов) и становится законом.
Осенний меморандум – Najaarsnota
До 1 декабря министр финансов представляет Осенний меморандум – промежуточный отчёт об исполнении государственного бюджета правительством в текущем году. Документ содержит информацию о том, какие неожиданности и неудачи были или чего можно ожидать. Кроме того, министр может внести предложения по изменению бюджета.
Конец бюджетного года
Заканчивается бюджетный год 31 декабря.
Компромисс
Бюджет – это всегда результат достижения компромисса между представителями разных партий в парламенте и правительстве. Правительство приходит к ряду внутренних соглашений необходимых для того, чтобы в будущем все процессы так или иначе связанные с бюджетом проистекали должным образом. Эти соглашения и составляют основу правительственной бюджетной политики.
Объём государственных расходов, полномочия правительства по изменению налогообложения и социальных выплат и, как следствие, параметры бюджета устанавливает коалиционное соглашение между парламентскими партиями. Перед подписанием подобного документа партии, вместе формирующие правящую коалицию, изучают прогнозы экономического развития на несколько следующих лет.
Теперь вы знаете, когда и как правительство раскрывает свои планы по налоговым изменениям. Читайте наши новости – мы рассказываем о самых важных из этих планов.